Перейти на главную страницу >>>

Малоизвестные страницы истории партизанского края

Лесная Палестина

По сообщению БелаПАН, следственным комитетом РБ завершается проверка по факту обнаружения 16 июля 2013 года в деревне Деречин Зельвенского района Гродненской области костных останков граждан. Официальный представитель управления СК по Гродненской области Сергей Шершеневич сообщил, что в ходе осмотра места происшествия следователи и эксперты обнаружили останки 50 человек, в том числе 17 детей.
По информации Сергея Шершеневича, собранные данные, в том числе заключения экспертов, позволили сделать вывод, что люди стали жертвами нацистов в период оккупации Белоруссии. При этом большинство было погребено заживо.
Информационное сообщение о страшной находке подняло в интернете широкую волну комментариев в отношении ряда событий связанных с периодом фашистской оккупации.
Вот лишь некоторые из комментариев: «Не надо спешить с выводами, кто был убийцами этих жертв. В Зельвенском районе ими были не только нацисты. Во время Второй Мировой там "партизанил" некто Павел Булак. Сейчас он почитается как выдающийся партизан, командир отряда, а затем бригады "Победа". Его имя носит улица в Зельве. В то же время у меня есть свидетели, что он и его бандиты занимались убийством мирных людей лишь по подозрению. Так ими в селе Острово, близ Деречина были зверски убиты семьи Крынчиков (моего прадеда, 73-летнего старика, его сына Александра, невестки Марии и двух его внуков) и Огородника. Эти дела еще ждут расследования. Вообще биография этого выродка повергает в ужас, в т.ч. и его послевоенные "подвиги". В советское время, да и сейчас эта тема практически под запретом. Но нет ничего тайного, что не станет явным. Пользуясь случаем, прошу всех, кому что-либо известно по этим делам откликнутся и написать Сергею Л. на адрес: L23@tut.by»
Другое мнение: «Дед мой оттуда, из деревни буквально в 3-4 км от Деречина, был правда мальчишкой еще в войну, но по рассказам говорил приходили и немцы и партизаны, партизаны тупо отбирали всё съедобное, немцы конечно оставляли последнюю курицу, но могли и запросто убить».
Вот как оценивает в интервью действия и поступки своих боевых товарищей партизан Яков Исаакович Шепетинский: «Г.К. - Семьи полицаев тоже уничтожались? Я.Ш. - Не всегда и не везде. Но было такое нередко, что сейчас скрывать... Мне лично их жалко не было. Они наших еврейских малых детей живьем сжигали, да на куски разрывали, так почему я должен был переживать за полицейское отродье? Истребляли все полицейское семя, всю их породу. Око за око... Убийство гражданских, родственников предателей, в жестокой партизанской войне - дело почти обычное... И вы это и без меня знаете. Просто многие не хотят об этом рассказывать... Но была одна, совершенно невинная жертва, которую мне до сих пор трудно осмыслить... Диверсионное отделение отряда под командованием Павла Кочерганова получило приказ пустить под откос немецкий эшелон , идущий на восток ..Я с Люстеком - в боевом охранении. Вдруг заметили, что кто-то приближается к опушке леса, и движется в нашем направлении, сразу позвали Павла. Наблюдаем, и нам стало понятно, что это молодая девушка-пастушка. Мы были хорошо замаскированы, но надо же было такому случиться, что она наткнулась прямо на нас. Она испугалась, громко вскрикнула - "Ой!Вы кто? Неужели партизаны?!..После короткой паузы завязалась беседа. Павел спросил ее, есть ли в деревне немцы и полицаи, и что она ищет в лесу? Девушка успокоилась, сказала, что ее зовут Настя, в лесу она ищет корову, которая не вернулась с пастбища ..Я продолжал беседовать с улыбавшейся Настей, и вдруг заметил, как Кочерганов одел штык на ствол своей винтовки СВТ. Ужас свершившегося я не могу передать, хоть и прошло больше шести десятилетий. Павел заколол ее ударом штыка. Еще в воздухе звучал ее голос, но Настя, уже мертвая оседала на землю. Я оцепенел, но из меня вырвалось - За что!?! Павел надрывно огрызнулся - Разговорчики!! Подбежавшие ребята затянули тело девушки глубже в лес, кое-как замаскировали, и снова кинулись к "железке", выполнять задание. На подходе к железнодорожному полотну, Павел, не глядя в мою сторону, но явно обращаясь ко мне, буркнул:- Мы получили приказ, во что бы то ни стало - выполнить задание. Понятно?!»
Приходится признать, что среди полярных мнений в отношении оценки событий связанных с малоизвестными страницами «партизанской войны» в официальных источниках обычно преобладает точка зрения, основанная на воспоминаниях партийно-номенклатурных советских деятелей.
К примеру, красный партизанский командир  Леонид Беренштейн в своих мемуарах так вспоминал о том, как в расположение его отряда прибыл в гости польский партизанский командир пан Куницкий:
«- До этого мы уже участвовали в совместных боях, - вспоминает Леонид Беренштейн. - У меня был мобильный боевой отряд, состоящий из хорошо обученных диверсантов, а у Куницкого - полторы тысячи бойцов, и огромный обоз: раненые, семьи, больные. Вот и приходилось частенько их выручать...
Куницкий застал меня за бритьем. Только успел одну щеку побрить, как появился возбужденный начальник штаба Иван Кобаченко.
- Ты что, Иван, так быстро вернулся? - спрашиваю я его. А он как-то мрачно посмотрел на Куницкого и отвечает:
- Мне нужно, товарищ командир, вам срочно доложить...
Утираю от мыльной пены недобритую щеку и ухожу с нашим начальником штаба подальше, чтобы никто не слышал нашего разговора.
- Мы уже ушли на десять километров от отряда, - рассказывает мне Кобаченко. - Вдруг вижу на лесной поляне такую картину: партизаны Куницкого ведут на расстрел группу людей. Человек 15-20. Оказалось, евреи, вырвались из гетто, стояли своим лагерем около леса. Вот отобрали у них все ценное и решили пустить их в расход...
- Что ж ты, Иван, сделал? - спрашиваю я. - Какое принял решение?
- Я остановил этот произвол, - ответил он. - Выяснил обстоятельства, освободил этих евреев. Потом разоружил горе-партизан... Вот приехал к тебе спросить: что дальше делать?
Да, ситуация. Командир отряда в гостях у Беренштейна. Поразмыслив, он и говорит:
- У меня есть такое предложение. Давай, Иван, расскажем все Куницкому. Посмотрим, как он отреагирует. А потом пошлем в штаб радиограмму и попросим у командования разрешение за мародерство и попытку убийства мирных граждан санкцию на расстрел горе-партизан.... Посмотрим на лицо их командира...
Выслушав все, Куницкий вспылил:
- Не может этого быть!
- Что значит "не может этого быть"? - спокойно возразил Беренштейн. - Поехали, увидишь все своими глазами... Какую "операцию" пытались провести твои бойцы...
Конечно, Беренштейн не сомневался, что было все так, как доложил начальник штаба.
- Приехали мы туда. Польские партизаны связаны и находятся под охраной наших автоматчиков, а евреи сидят, понурив головы, ждут решения своей участи. Оказалось, что это венгерские евреи. Вырвались они из гетто и шли в горы...
Беренштейн знал, как им помочь. У группы бойцов он отобрал лошадей, велел развьючить их. Потом привез им автоматы, боеприпасы и питание.
- Короче, как следует вооружил их, - с довольной усмешкой вспомнил он этот эпизод... - "А теперь, - сказал я Куницкому, - скажи твоим, пусть попробуют их взять... Они ведь напали, потому что увидели беззащитных и перепуганных людей..."
- Я их расстреляю, подлецов, - выкрикнул Куницкий.
- Твое дело, - ответил Беренштейн».

Ознакомившись с версией еврейского партизанского командира рассказавшего о польских «горе-партизанах», следует отметить, что из его рассказа вытекают закономерные вопросы.
Вопрос первый – Каким образом у евреев, вырвавшихся из нищенского гетто - сохранилось ценное имущество?
Второй вопрос – Неужели польские партизаны были такие звери, что беззащитных людей, выживших в нечеловеческих условиях в гетто (почти концлагере), но сбежавших оттуда – тут же решили расстрелять? (*)
Следует признать, что найти ответы на эти вопросы, поможет более глубокое осмысление тех давних событий, причём здесь необходимо учитывать более широкий спектр мнений.
В связи с этим обратимся к малоизвестным "подвигам героев" действовавших на оккупационных территориях в отрядах т.н. еврейской "Лесной Палестины":
Общая численность участников "Лесной Палестины" составляла от 30 до 50 тысяч человек и занимались они преимущественно мародерством и грабежом местного населения.
Приказ № 116 командующего Армии Крайовой генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года (**):
"Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки… Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов."
Благодаря голливудскому фильму «Вызов» ("Defiance", 2008 г.) наибольшую известность получила банда Бельских, в которую входило около 1200 евреев. В лагере Бельских происходили ужасные вещи, совершался самосуд, убийства, из молодых девушек создали гарем. А чем еще было заниматься молодым евреям на свежем воздухе? В Польше эта банда хорошо известна зверским уничтожением мирных поляков в городке Налибоки. Банда Бельских была автономна в своей деятельности и не уделяла внимания борьбе с гитлеровцами, сконцентрировавшись на самосохранении в "Лесном Иерусалиме" и грабеже местных жителей. Исследователь массового убийства в Налибоках (еврейские бандиты зверски убили там 130 человек, угнали почти 100 коров и 70 лошадей, а село сожгли) Лешек Жебровский утверждает, что отряд Бельских практически не действовал против немцев, а занимался грабежом окрестных сёл и похищением девушек.
Принцип, озвученный Тувьей Бельским, «лучше спасти одну еврейскую старушку, чем убить десять немецких солдат» распространялся и на сотни других еврейских банд: евреи считали более правильным, чтобы в боях с немецкими солдатами проливали кровь белорусы, русские и украинцы, поэтому другими словами лозунг еврейских банд можно изложить так: «лучше спасти одну еврейскую старушку, чем десять советских солдат». Вы там повоюйте, а мы пока спрячемся и заодно отберем у белорусских детей еду, чтобы накормить нашу старушку и головорезов-насильников.
Польская газета «Наш Дзенник», ссылаясь на результаты следствия Института Национальной Памяти, сообщала, что в результате "реквизиций" у местного населения отряд Бельских накопил значительные припасы еды, его бойцы ни в чём себе не отказывали, мясо было ежедневной пищей. При этом цитируется польский коммунист Юзеф Мархвинский, который был женат на еврейке, а в отряд Бельских был внедрен советскими партизанами. Тот так описал те времена:
«Бельских было четыре брата, рослые и видные парни, поэтому неудивительно, что имели симпатии девушек в лагере. Были они герои по части выпивки и любви, но не желали воевать. Самый старший из них Тевье Бельский руководил не только всеми евреями в лагере, но и довольно большим и привлекательным «гаремом» — словно король Сауд в Саудовской Аравии. В лагере, где еврейские семьи часто ложились спасть с пустыми желудками, где матери прижимали к запавшим щекам своих голодных детей, где молили о дополнительной ложке тёплой пищи для своих малышей — в этом лагере цвела иная жизнь, был иной, богатый мир!».
Среди прочих обвинений в сегодняшней польской прессе в адрес братьев Бельских, прежде всего Тевье, — присвоение золота и ценностей, собранных у живших в лагере евреев якобы для закупки оружия.
Группа беглецов из минского гетто во главе с Шлемой Зориным создала еврейскую семейную шайку, насчитывавшую около 800 евреев (всего из Минского еврейского квартала убежало в леса несколько тысяч человек, которые сбились в 9 банд). 20 ноября 1943 года недалеко от деревни Дубники Ивенецкого района конный взвод польского батальона N 331 под командованием хорунжего Нуркевича расстрелял 10 мародеров из банды Зорина. Вот их имена: Зяма Аксельрод, Израиль Загер, Зяма Озерский, Леонид Опенгейм, Михаил Плавчик, Ефим Раскин, Хаим Сагальчик, Леонид Фишкин, Григорий Чарно, Шолом Шолков. Они «заготавливали продукты» в деревне Совковщизна Ивенецкого района и крестьяне пожаловались Нуркевичу, что «жиды грабят».
Полное представление о деятельности этого отряда можно получить из научной статьи Еврейский семейный партизанский отряд Ш. Зорина, опубликованной в журнале "Вестник Еврейского университета в Москве, № 3, 1996. Приведу лишь одну цитату оттуда:
Отряд 106 дислоцировался не в одном месте, не компактно, а двумя лагерями. Один из них носил название «Рудня Налибокская», а другая — «Теребейну». Партизаны лагеря «Рудня Налибокская» провели хозяйственную операцию, добыв при этом различные вещи, которые потом были розданы бойцам.
Узнав об этом, командир отряда Зорин приказал командиру группы «Рудня Налибокская» передать в группу «Теребейну» половину имеющегося у него запаса соли, а все вещи, добытые во время хозяйственной операции, собрать у бойцов и явиться с этими вещами к руководителю отряда. Приказом по отряду за № 037 от 9 октября 1943 г. указывалось, что хозяйственные операции в дальнейшем должны проводиться исключительно с целью обеспечения отряда мукой, зерном и кормом для лошадей.
Документы отряда позволяют сделать предположение о том, что до начала хозяйственной операции давалось распоряжение не только что заготовить, но и сколько.
В октябре 1943 г. руководство отряда отдало распоряжение о том, что с целью обеспечения отряда необходимым продовольственным резервом боевой роте в «Рудне Налибокской», и в «Теребейну» следовало произвести заготовки. План предполагал, что в период с 31 октября по 4 ноября 1943 г. необходимо заготовить: ржи — 40 пудов, муки — 20 пудов и 20 пудов овса. Кроме продовольствия, необходимо было добыть 15 досок, несколько лопат, 2 литра керосина, одно ватное одеяло, 3 подстилки.
Малоизвестный факт: после освобождения Белоруссии, бандиты из отряда Бельских, опасаясь расследования их преступлений и мобилизации в Красную Армию, убежали на запад, и на своем пути в Палестину и США оказались в различных лагерях для перемещенных лиц в западной оккупационной зоне, в том числе и в Италии.
Множество еврейских банд действовало в районе Деречина, Слонима, Копыля, Несвижа, Дятлово, Белостока и других городов и местечек. Когда немцы начали разгонять коррумпированные гетто, первыми оттуда убегали вооруженные воры и контрабандисты, составлявшие затем костяк еврейских банд (например, боевиков банды Бельского возглавлял Израиль Кеслер, до войны бывший профессиональным вором. Был убит Бельским за попытку захватить власть над лагерем). Это были не партизаны, а просто мародёры и бандиты, спасавшие свои шкуры за счёт гражданского населения, которое они грабили и подставляли под карательные акции немцев. Заметим, что гражданское население в тех краях состояло исключительно из женщин, детей и стариков.
Спасающимся евреям нужно было кормиться, поэтому они отбирали продукты и одежду у местного населения, оставляя его голодным и раздетым. Во время этих "снабженческих операций" евреи вели себя, как обычные грабители. Они реквизировали женское белье, детскую одежду, хозяйственный скарб… Да, еду у людей брала и Армия Крайова и советские партизаны. Но это были боевые отряды и они должны были есть, чтобы сражаться. Однако еврейские бандиты с немцами не сражались, а думали лишь о своем спасении и при этом во время своих экспроприационных акций действовали особенно жестоко. «Убить человека все равно, что выкурить сигарету», — вспоминал позже о тех временах один из бойцов отряда Бельских Ицке Резник.
В рапортах Делегатуры Жонда (подпольное польское гражданское управление) говорилось о событиях в бывшем Новогрудском воеводстве:
«Местное население измучено постоянными реквизициями, а часто и грабежом одежды, продуктов и инвентаря. Чаще всего это совершают, главным образом относительно поляков, т. н. семейные отряды, состоящие исключительно из евреев и евреек».
Необходимо отметить, что немцы на еврейские семейные банды смотрели сквозь пальцы — ведь активных боевых действий они избегали, поэтому проблему еврейского мародерства пытались решить польские и советские партизаны (*). 
В СНГ, благодаря статье в «Комсомольской правде», стала известна трагедия белорусской деревни Дражно, которую 14 апреля 1943 года сожгла, зверски уничтожив ее жителей, еврейская банда Израиля Лапидуса. Вот цитата из той статьи (КП стыдливо заменяет «бандитов» на «партизан»):
«…Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама. Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: «Получай, сволочь фашистская!» Видел, как ей перерезали горло. — Старик снова сделал паузу, его глаза были опустошены, казалось, Николай Иванович снова переживал те ужасные минуты. — Катя, сестра моя, вскочила, просила: «Не стреляйте!», достала комсомольский билет. До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: «Дзядзечка, не забівайце маю сястру!» Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы. Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови…
После войны я узнал, что непосредственно сжигали и убивали дражненцев партизаны из отряда, которым командовал Израиль Лапидус… Я нашел Лапидуса, когда мне было 18 лет. Он жил в Минске, в районе Комаровки, работал в обкоме партии. Лапидус спустил на меня собак… Знаю, что этот человек прожил неплохую жизнь, так и умер героем.»
В Литве никогда не забудут "литовскую Хатынь" — деревню Канюкай, которую сжег еврейский отряд "Мстители", зверски убив при этом 46 человек, из которых 22 были несовершенолетними.
Один маленький штрих к еврейским «партизанским» деяниям: 10 августа 1943 года командир Осиповичского партизанского соединения Королев докладывал в Москву:
"В последнее время гестапо использует евреев в целях шпионажа. Так, при Минском и Борисовском гестапо были открыты 9-месячные курсы для евреев. Шпионы рассылались по квартирам в городе и засылались в партизанские отряды, последние снабжались отравляющими веществами для отравления партизан и командиров. В Минской зоне был разоблачен целый ряд таких шпионов".
Вот ещё один эпизод, важный для понимания еврейского мировоззрения и отношения к гоям. Евреи считают большим геройством по-звериному отомстить гоям по принципу "око за око" не считаясь ни с какими законами. После того как один из участников бандитского набега Ицхак Арад (Рудницкий) в своей книге названием The Partisan ("Партизан") описал рейд еврейской банды на деревню Гирденай на востоке Литвы в 1944 году, которая была сожжена, а ее жители расстреляны, по личному распоряжению генпрокурора Литвы Алгимантаса Валинтинаса в 2007 году было начато расследование. Всего прокуратура Литвы допросила или пыталась допросить четырех евреев — бывших лесных бандитов. Следователи допросили живущую в Литве 86-летнюю Фаню Бранцовскую о том, как она в составе еврейской банды "Мстители" принимала участие в сожжении деревни Канюкай на юго-востоке Литвы и массовом убийстве ее жителей. И что вы думаете? Евреи всего мира подняли невообразимый крик, защищая своих "героев", возмущаясь тем что литовцы "преследуют пожилых людей и переписывают историю".
Можно назвать славные дела еще десятков еврейских банд и их главарей, некоторые из которых скрывались под русскими фамилиями. Малоизученной теме еврейских банд и их «героизма» следует посвятить отдельное и более глубокое исследование.

-------------------------------------
(**) Армия Крайова — вооружённые формирования польского подполья во время Второй мировой войны, действовавшие в пределах довоенной территории польского государства. Армия Крайова - была основной организацией польского Сопротивления и подчинялась польскому правительству в изгнании и верховному главнокомандующему польских вооружeнных сил, находившемуся в Великобритании

 
Подготовлено по материалам:

http://www.sem40.ru
http://www.e-reading.mobi

http://www.14vn.com/index.php?news=711

 

 

html counter������� ����������� �����